В консульский округ Генерального консульства России в г. Ходженте входит Согдийская область Республики Таджикистан. Все остальные регионы Таджикистана, а именно Хатлонская область (областной центр - г.Курган-Тюбе), ГБАО (центр - г.Хорог) и районы республиканского подчинения, находятся в ведении Посольства России в Республике Таджикистан (г. Душанбе)

История Согдийской области

Арийцы (возможно, от иранского этнонима, антропонима, или глагольного корня «ар» - «двигаться» и «находиться», «быть в движении» - (Р. Додихудоев), «благородные» и др. являются древними индоиранскими племенами (иранский -«ариа»; древнеиндийский - «ариах»; древнеперсидский - «ария»; авестийское - «арйа»), населяющими в IV - начале I тысячелетий до н. э.Иран, Центральную Азию, северные степные районы между Алтаем и Южным Тянь-Шанем, Уралом, Каспийским и Аральским морями. В результате же переселения народов, они в древности обжили и Анатолию, Южный Кавказ и историческую Армению. Балканы, Восточную и Центральную Европу.

«Ариан» встречается во многих этнонимах, антропонимах, топонимах историко-географического Ирана (в том числе древнегреческий историк Страбон население Персии, Бактрии и Согдианы называет арийцами). Во втором тысячелетии до н.э. индоиранские арийские племена разделялись на две группы, которые говорили на индоиранских и ираноарийских диалектах. Языком арийцев считается авестийский, этот язык - один из древних восточноиранских языков, воспетых в «Авесте».

Истоки происхождения арийцев археологически следует искать в первобытном обществе неандертальцев эпохи мезолита - неолита Центральной Азии (800.000 – V тысячелетия до н.э.). Учеными-биологами-генетиками, археологами установлено, что в древности среднеазиатцы, дважды упомянутые в эпоху мезолита-неолита того же каменного века, переселялись в Европу, и по выводам американских ученых, происхождение современных европейцев связано своими корнями с этими переселенцами неандертальцами древнекаменного и обитателями мезолита (среднекаменный век) и неолита-новокаменного веков (Н. Негматов).

Арийцы считали, что материальный мир основан на четырех элементах - воде, земле, воздухе, огне, и они находятся в вечном движении. Символикой, соответствующей им, арийцы сделали равноконечный крест с загибающимися концами. Древние индийцы считали это как признак мира, гуманизма и доброжелательности. Согласно данным некоторых авторов (Лутфишохи Додо), этот знак арийцы объясняли двумя способами, двумя смыслами - «Свасти-Аста». «Свастика» - доброе дело. Эта символика - знак, расположенный справа - означал, что благое дело всегда начинается справа (правда, правдивость, правота), а начертанный слева знак - «дело рук врагов» (врагов арийцев) - появился позднее и стал называться «Свастик».

Эту арийскую символику стали изображать и в материальной культуре.

Историческая область Согд (в современном значении «согд» - это «низменность. где собирается вода») является одной из древних историко-географических арийских земель, занимающих в целом Зарафшанскую, Кашкадарьинскую, Сырдарьинскую и Семиреченскую долины. Эта страна (Согд) воспета в «Авесто» как край «Гава, который населяют согдийцы». Согдийцы являются народностями из арийских племен, ак­тивно участвовавшими в последующем формировании и сложении таджикского народа (IХ-Х вв.). Согдийцы говорили на своем (согдийском) языке, который относится к восточноиранской ветви индоевропейских языков, распространявшихся, в основном, в долинах Зарафшана и Кашкадарьи, Сырдарьи, Ферганы и Семиречья.

История Согдийской области уходит своими корнями вглубь тысячелетий (археологические каменный, меднокаменный (энеолит) века, бронзовый век). Археологическими исследованиями установлено, что первобытные люди (охотники, рыболовы, люди, занимавшиеся собирательством и др.) типа Хомо Эректус, Хомо Сапиенс (современные люди), проживали 300-800 тысяч лет тому назад в Фергано-Зарафшанских горных системах, в районах Соха, Исфары, Ходжа Бокиргона, Истаравшана, Горной Матчи, позднее, с потеплением климата, они спускались с гор и населяли сравнительно теплые прибрежные районы Сырдарьи и ее притоков. Кайраккумы, Ходжа Бокирган-соя, Исфара-соя, Шахристанское плоскогорье (до наших дней существуют пещеры первобытных людей - навес Ок-Танги - «Белое ущелье», например, в Шахристанском районе).

Культурно-историческая область Согда собственно начинается от Панджакентского Саразма (конец IV - начало II тысяче­летия до н. э.) в Зарафшанской долине. Это древнетаджикский центр возникновения и развития земледелия, градостроительной культуры и ремесла. По археологическим данным, только после Саразма в I тысячелетии до н. э. в Согдийской исторической области возникают такие города, как Самарканд, Навтака (близ Карши). архаический Ходжент, Хаватак (развалины Нуртеппа близ водолечебницы Хаватак), Курушкада, Газа, Бага, Асбара (Исфара). Паркана (Давать – Ферганская долина), Бухара, а в I тысячелетии н.э.- города Канд (Канибадам), Ашт (крепость Афросиёб, Варахша и др.)

В раннем средневековье (V-VIII вв.) метропольный Согд вместе со своими подобластями - Самаркандской, Бухарской, Панджакентской. Устурушанской, Ходжентской (в составе Ходжентского Согда - города Ходжент, Канд-Канди-бадам, Исфара и Ашт), Южного Согда, Ферганы, Чача (Ташкентский оазис) образовал историческую Федерацию, на местах их правителей называли ихшид (главенствующий титул для всего Согда), Афшин, Худод, Малик, Дехкон (Н. Негматов).

Согдийцы сыграли большую роль в развитии международных торгово-экономических, дипломатических и культурных от­ношений, география их деятельности в этих областях охватывала далекие страны от Китая, Индии, Византии до стран Средиземного моря.

На трассах Великого шелкового пути они строили города, устраивали торговые ярмарки, развивали международную торговлю. Согласно данным ученых (Н. Негматов), во втором периоде развития исторического Великого шелкового пути формируется третья -северная трасса шелкового международ­ного пути - от родины согдийцев до средневекового государства Уструшаны и Чач, Исфиджаб, Семиречье и происходит их соединение с первой Согдийско-Устурушанско-Ферганской трассой.

Этот этап Великого шелкового пути является этапом развития градостроительства и развития сел, торгово-ярмарочной деятельности, хозяйства и культуры, дипломатических отношений, диалога народов, дружбы и сотрудничества. Ученые считают, что в истории Великого шелкового пути этот этап раннего средневековья является наивысшим его расцветом и международным согдийским этапом Великого шелкового пути.

Таким образом, география и территория исторического Согда, в основном, совпадает с современной Согдийской областью. Согд внес достойный вклад в сокровищницу мировой культуры. Цивилизационными его ценностями являются: согдийское письмо и язык (это письмо на своей родине - Согде впервые найдено на горе Муг, в одноименной крепости в нынешнем Айнинском районе в 1932 г). Во-вторых, теория и практика земледелия и землепользования, основанные на искусственном орошении (с ВарагсарскоЙ и Рудизарской системами на Заравшане и бассейново-парцеллярной системой в Панджакентском Согде и Уструшане (Н. Негматов), а также план искусственного орошения знатока ирригационного дела Хасан Халифа (XVIII в.).

В-третьих, это теория и практика градостроительства со свойственной ему системой, топографической структурой, ремесленной промышленностью, настенной живописью исторических городов (Панджакент и Бунджикат, Варахша и Пайканд и др.)- В-четвертых, идеологические ценности согдийцев (настенные живописи - памятники изобразительного искусства «Рустамнома» в Панджакенте, «Кованома» и «Заххокнома» и волчица, кормящая двух младенцев в Бунджакате в нынешнем Шахристанском районе и др. (Н. Негматов). В-пятых, возникновение и деятельность научных, культурных, просвещенческих и воспитательных учреждений (мактабы - школы, корихона, Медресе и мечети, академии - от эпохи выдающегося средневекового таджикского ученого-астронома, математика и изобретателя Абумахмуда Ходженти (X в.) до другого выдающегося ученого-географа, путешественника, изобретателя уникального глобуса на Востоке (он поныне хранится и экспонируется в Республиканском музее Узбекистана, в городе Самарканде), главы Ходжентской Академии второй половины ХIХ-начала XX вв. Ходжи Юсуфа Мирфаёзова и др.

На протяжении всей последующей своей истории, вплоть до XXI в.. согдийцы внесли достойный вклад в развитие персидско-таджикского языка, в общегосударственную систему подготовки кадров - государственных и общественных деятелей, ученых, поэтов и писателей, мударрисов - преподавателей Мадраса, деятелей культуры и искусства и др.

В данном общем и кратком хронологическом перечне исторических событий, следует упомянуть, что если IV-II тысячелетия до н.э., как показывает археологическое открытие Саразма, для Зарафшанской долины (да и всего Согда) были временем развития земледельческой культуры, градостроительства и ремесла, то в последующее время на территории исторической и современной Согдийской области историей отмечено следующее: VI-IV века до н.э. - существование Ахеменидского государства; VI-V вв. до н.э. - основание города Ходжента - будущего административного, торгово-экономического и культурно-исторического центра Согдийской Федерации; IV век до.н.э. - нашествие войск Александра Македонского на Согд, борьба согдийцев под предводительством Спитамена против греческих захватчиков, завоевание края войсками Александра Македонского и переименование города Хварджанд - Хваканта-Ходжента в Александрию Крайнюю (Александрия Дальняя, по-гречески - Александрия Эсхата); VIII век нашей эры - захватнические походы арабов на территорию края, борьба согдийцев под предво­дительством героя таджикского народа Деваштича против арабов и покорение Согда арабами. Разрушение средневекового города Панджакента; IХ-ХII века - область попеременно считалась владением государства Ка-раханидов, Хорезмшахов; 20-е годы XIII века - XIV в. - захват Ходжента монголами и пора монгольского владычества; 1220 г. - борьба ходжентцев во главе с полководцем, национальным героем Темурмаликом против монгольских захватчиков за независимость края; в ХIV-ХV веках территория области входила в состав государства Темура и темуридов; XVI - XVIII вв. - время правления Шайбонидов и Аштархонидов; XVIII - XIX вв. - время вхождения края то в состав Бухарского эмирата, то Кокандского ханства; 60-80 гг. XIX в. - вхождение региона в состав царской России; II ноября 1917 г. - установление советской власти в Ходженте; 1924 - 1929 гг. - край, как административно-территориальная единица - автономная республика Таджикистан в составе Узбекской ССР; 1927 г. - начало общественно-политической кампании «Худжум» («Наступление») - борьба против паранджи; 8 марта 1938 года - образование Ленинабадского округа, в состав которого входили Аштский, нынешние Аннинский, Шахристанский, Панджакентский, Дж.Расуловский, Спитаменский, Истаравшанский, собственно Ленинабадский (Костакозский), Ганчинский, Канибадамский и Исфаринский районы; 23 декабря 1970 г. - воссоздание Ленинабадской области; 1939 г. - начало строительства Большого Ферганского канала и участие в нем ленинабадцев; 1941-1945 гг. - участие ленинабадцев на фронтах Великой Отечественной войны; 1991г. - по настоящее время - успешное развитие Согдийской области в составе независимой самостоятельной Республики Таджикистан.

Согдийская область богата своими историческими достопримечательностями.

Сегодня они составляют гордость согдийцев и учат современное поколение дорожить исторической памятью, чтить лучшие традиции своих предков. В числе памятников материальной культуры в городах и районах можно назвать следующие: в Ходженте - городская цитадель (VI-IV вв. до н.э. -XIX в.). историко-архитектуриые комплексы Шейх Муслихиддин (ХII-ХIV, XVI, ХVIII-ХIХ вв.), Хазрати Бобо (ХII-ХIII, XVIII вв.), в Б.Гафуровском районе - историко-архитектурные комплексы Чашмаи Арзанак (ХVI-ХIХ вв.), Гумбаз (ХV-ХVI вв.), в г. Канибадаме - мадраса Мирраджаб Додхоха (XVII в.), мавзолей Лангари Бобо (ХVII-ХVIII вв.), в Шахристанском районе - историко-архитектурные комплексы Калаи Кахкаха (V-XIII вв.), Кёшк Чилхуджра (VI-VIII вв.), в Истаравшане - памятник Мугтеппа (древние века до н.э.- до XIX в.), мечеть и мавзолей Боботаго (ХVI-ХIХ вв.), мадраса Рустамбека (XIX в.), в г. Панджакенте - выдающийся памятник материальной культуры Саразм (IV-II тыс. до н.э.), остатки средневекового Панджакента (V-VIII вв.), мавзолей Абуабдулло Рудаки в Панджруде (X в., возрожден в XX и XXI вв.), развалины крепости Октеппа (V-ХII вв.), мавзолей и мечеть Мухаммада Башоро (ХI-ХII,ХIV вв.), в Исфаринском районе - Калъаи Муг (II в. до н.э.), Калъаи Кофар, Калъаи Сурх (VI до н.э.), Мавзолей Ходжа Рушнои (V-ХII вв.), Мадраса Абдуллохона (XVI в.), остатки крепостей на скалах в ущелье Сурх, в Аштском районе - исторический Мехроб (XI в.), Мавзолей и мечеть Хаштсахоба (ХIХ-ХХ вв.) и др., в Табошаре - остатки раннесредневекового замка Тиркаштеппа, в Гончинском районе - здание соборной мечети в Далёни Боло (XIX в.), мечеть в Калининабаде (XVII в.), в Спитаменском районе - развалины древнего города Куркат на левобережье Ширинсая (формирование и развитие города относится к I тысячелетию до н.э - рубежу н.э.), Куркатские склепы (I-III, V-VII, IX-XII вв.), Кёшк (замок)-Оташкада Октеппа (VI-VIII вв.), в Джаббор Расуловском районе - крепость Хитойреза (ХVII-ХVIII вв.), в Айнинском районе - развалины крепости Муг (VII-VIII вв.), Гардани Хисор, Кум, Мадм (V-VIII вв.). Минарет Варзиминор (ХI-ХII вв.), в Горно-Матчинском районе - мечеть в селении Ревомутк (XIX в.) и др.